Внимание! У нас поиск!Началось все с моей давней подруги Ленки. Как ни придешь к ней – взахлеб о волонтерах и о поисках рассказывает. И люди-то в отряде у них просто отличные, и пропавших деток они находят, и родственники-то найденных их благодарят со слезами на глазах, и оборудование-то специальное, мудреное у них есть… Когда Ленка про это все дело рассказывает, глаза у нее горят, голос становится по-девичьи звонким. В общем, видно – увлечен человек. Я хоть по своей натуре скептик и зануда, но и мне стало любопытно: что за люди такие, которые, забросив свои дела, бросаются искать пропавшего ребенка? Возможность удовлетворить любопытство мне представилась минувшей осенью. Заскочив к подруге в гости, я обнаружила ее с трубкой у уха.
Помахав мне рукой – заходи, мол! – Ленка ушла в комнату и склонилась над блокнотом. «А место, с которого она в лес заходила, показать сможете? Заболевания какие у нее есть? Телефон был при себе? Плохо, конечно, что не было… Нет, плакать пока не стоит, сутки всего прошли, может, заблудилась просто».
Положила трубку и ко мне обернулась: «Ты на поиск хотела съездить? Дуй на кухню, режь колбасу на бутеры, термос заваривай, я народ сейчас собирать буду!» И снова за телефон.
– Леша, у нас выезд. Вторые сутки, лес, ехать километров сто… Можешь?! Супер! Я тебя обожаю!!
– Ромыч, нужны карты. Вот отсюда и досюда. Готовность два часа. Выехать сможешь? Отлично. Да, смс-рассылку сейчас сделаю.
После смс-рассылки, которая, как пояснила Ленка, делается почти на сто человек, начались звонки. Люди отзванивались, уточняли готовность к выезду, спрашивали, что брать с собой и надолго ли едем. Набралось нас человек 8, две полные машины.
Через три часа были на месте. Встретили нас родственники пропавшей бабушки: потерянная совсем дочь с заплаканными глазами, ее муж, сын – молодой парнишка, пара соседей, пожилых людей. Пока ждали МЧС и полицию, Ленка опрашивала родственников, ребята поставили палатку, вытащили из машины контейнер с рациями и навигаторами, ноутбук, в который были загружены карты. Картограф Рома, совсем юный парнишка, быстро залил карту в навигаторы. «Не успел дома», – пояснил мне смущенно.
читать дальшеКогда собрались все, командир отряда, суровый дядька, которого все называли Семой, хотя он на самом деле Алексей, распределил нас по группам в три человека. Каждая группа получила навигатор и рацию. А также задание – пройти по карте квадраты с такого-то по такой-то. Группа МЧС получила квадраты посложнее, волонтеры – попроще, родственники, к которым старшим направили веселого парня с ником Хаммер, – ближнюю территорию. Ленка моя напросилась в группу с Ромой-картографом. Алексей-Сема пробурчал что-то вроде: «На первом же бревне застрянешь, сидела бы в штабе, чай грела да людей кормила», но потом посмотрел на мои ноги в кроссовках и оставил в штабе меня. А группы отправились в лес.
Пока я грела чай на газовой плитке (оказалось, что у Семы и бензогенератор в машине имеется, и плитка, и здоровый контейнер с НЗ – тушенкой, заваркой, лапшой и прочими радостями), мы разговорились. Командир рассказал, что на самом деле отряд создавался для поиска детей. Но как-то так сложилось, что с появлением сайта и раскруткой группы в Вконтакте, к ним стали обращаться и по взрослым. Бабушка заблудится в лесу, старик со склерозом уйдет из дома – обращаются к волонтерам. Иногда полиция просит помочь. Иногда, как сегодня, сами родственники. «Но дети у нас все равно в приоритете, – улыбается командир. Он произвел на меня впечатление человека надежного, доброго, хотя и достаточно авторитарного.
Через полчаса в эфир ворвалось:
– «Маяк» (это так штаб называется у ребят), ответьте «Спасу-1».
Леша хватает рацию:
– «Маяк» на канале.
– У нас тут болото непроходимое по пути следования. Что делать?
– «Спас-1», обходите с левой стороны. В болото лезть не стоит.
– Приняли, спасибо.
На мой немой вопрос командир пояснил: «Они только вышли на маршрут. Загнать их в болото, чтобы вымокли в самом начале, я смысла не вижу. Мы этот участок пометим сейчас на карте как труднопроходимый, и если сегодня не получится его отработать – вернемся завтра уже только за ним».
Потом на связь выходят еще две группы. Первая нашла пустой пакет, просит уточнить, не пропавшей ли. Вторая тоже уперлась в болото, но решила продолжать движение по заданному маршруту: «Тут вполне можно пройти, мы в сапогах, не вымокнем», – бодрый голос еще одного волонтера «ЯрСпас» Катерины.
Через три часа Сема возвращает группы из леса. «Им нужно пообедать, отдохнуть. Еще полчаса – и они перестанут замечать мелочи, которые могут быть важны. Это особенность человеческого внимания».
Группы возвращаются, я хлопочу у плитки, достаю приготовленные бутерброды, намазываю тушенку из НЗ на два батона, которые кто-то из волонтеров прихватил по пути. И вдруг к штабу подбегает дочь пропавшей. Глаза безумные, но на лице улыбка. Мы притихаем. Что?! «Нашлась, – выдыхает женщина. – Домой пришла, только не в деревне, в городе! Соседи только что позвонили».
Что тут начинается! Люди, которые только что выглядели уставшими, радуются настолько искренне, что я невольно начинаю радоваться за компанию. «А как она в город-то попала, без денег?» – спрашивает Ленка. «Так пешком, говорит, что вышла на дорогу и пошла…» – сияет в ответ дочь. «Ну вот, не догнали бабушку! А еще волонтеры!» – «Так кто ж знал, что она так быстро бегает!» Веселье продолжается весь остаток обеда, а шутки на тему не по возрасту шустрой старушки становятся почти мемом.
Возвращались домой мы в машине с Семой. Ребята продолжали шутить, рассказывали свои волонтерские байки, которых у них за два года накопилось немало, а я думала о том, что ведь не кажутся они сами себе какими-то исключительными. Обычные девчонки и парни. И у каждого работа, семья, своя жизнь. Ровно до тех пор, пока эфир не взорвется: «Внимание! У нас поиск!»
Светлана П.
Отряд существует с марта 2012 года. Официально зарегистрирован как общественная организация в сентябре 2012 года. Приоритетное направление – поиск пропавших детей, в том числе и самовольно ушедших из дома или из детских учреждений, а также помощь в поиске взрослых, если есть вероятность, что человек хочет, но по каким-то причинам не может вернуться домой.
«ЯрСпас» принял участие в 89 поисках. Большинство – на территории Ярославской области, но были выезды и в Вологодскую, Костромскую, Владимирскую области. Найдены живыми 55 человек, в том числе 31 ребенок, погибшими – 34 человека, из них трое детей (в Ярославской области – один). Поисков детей – 35. Взрослых – 54. Непосредственно волонтерами «ЯрСпаса» найдено 16 человек. Из них – 9 взрослых (5 живыми и четверо погибших) и 7 детей.
Одним из принципов работы отряда является тесное сотрудничество с полицией. Волонтеры не стараются заменить собой правоохранительные органы, они помогают им в поиске пропавших людей. Взаимоотношения «ЯрСпаса» и правоохранительных органов регламентируются официально подписанными соглашениями с УМВД по Ярославской области и СУ СК РФ по Ярославской области. Необходимо отметить, что командир отряда входит в консультационный совет при СУ СК по Ярославской области.
Отряд сотрудничает с уполномоченным по правам ребенка в Ярославской области Т.А. Степановой. Инициативой руководителя отряда Алексея Чернышева является проект «Детский паспорт», призванный обеспечить профилактику пропажи детей в регионе и облегчить розыскные мероприятия в случае пропажи ребенка. Вторым социальным проектом отряда станут информационные стенды по розыску пропавших детей на вокзалах Ярославской области.
Отряд является одним из учредителей международной ассоциации «Поиск пропавших детей», объединяющей волонтеров-поисковиков регионов РФ, Украины и Белоруссии. Поддерживает рабочие взаимоотношения с объединением «Лиза Алерт» в Московской, Ивановской, Костромской и Тверской областях.
В целях обмена опытом и повышения эффективности поисков пропавших людей ежегодно в начале июня отряд проводит слет волонтеров-поисковиков, приуроченный к Международному дню защиты детей.
Присоединиться к отряду вы сможете, позвонив на горячую линию 8-910-964-08-38
или заполнив анкету волонтера на сайте ярспас.рф.
Также на сайте вы можете узнать, в какой помощи нуждается отряд.
gorsovet76.ru/index.php/obshchestvo/raznoe/482-...